Бизнес план
Думаю следует начать с того, зачем нужен бизнес план. Принято считать, чем больше рынка, тем важнее план! Зарубежные бизнесмены давно осознали, что без плана нельзя начинать сколько-нибудь стоящее коммерческое мероприятие. Да и планы эти достаточно своеобразны. Его можно назвать бизнес-план.
Если вы начинаете свое дело без такого плана, то скорее всего прогорите. Более того, как показывает мировая практика, бизнес план нужен всем: и тем к кому высобираетесь обратиться за кредитом на реализацию своего проекта - банкирам, инвесторам, и вашим сотрудникам, желающим знать перспективы и четче понять свои задачи, а главное вам, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность.
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделения средств, если становится известно, что бизнес-план был с начала до конца подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.
Это не значит, однако, что не надо пользоваться услугами консультантов. Совсем наоборот - привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом: составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающего открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, вы как бы моделируете свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя: хватит ли у вас сил довести его до успеха и двинуться дальше?
Разговор о бизнес-планах сегодня становится крайне актуальным в силу трех причин:
- во-первых, в экономику приходят новое поколение предпринимателей. Многие из них никогда не руководили коммерческим предприятием и потому крайне смутно представляют весь круг ожидающих проблем, особенно в рыночной экономике;
- во вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному до сегодня делу - конкуренции, в которой не бывает мелочей;
- в третьих, если мы рассчитываем получать иностранные инвестиции для подъема экономики, то должны уметь обосновывать заявки и доказывать инвесторам, что способны просчитать все аспекты использования инвестируемых средств не хуже бизнесменов из других стран.
Решению всех этих задач и призван помочь бизнес план - документ, который заменил привычное нам технико-экономическое обоснование.
Бизнес план - специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. Успех и в обычной рыночной торговле, выход фирмы с новым продуктом на рынок без полного и ясного представления о перспективах предпринимаемого дела невозможны без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий. Бизнес план позволяет очертить круг проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределённой, конкурентной хозяйственной среде, сформировать и обеспечить пути решения этих проблем, снизить степень риска.
Как начать свое дело в соответствии с поставленными целями, как эффективно организовать производство и продвижение товара на рынок, кто будет организовывать новое производство и когда будут получены первые доходы, как уменьшить риск, выжить и победить в конкурентной борьбе - ответы на эти и другие вопросы управления, финансирования, маркетинга, менеджмента предприниматель должен получить при разработке своего бизнес-плана.
Бизнес план выступает основой бизнес-предложения при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.
Он должен быть представлен в форме, позволяющий заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. Поэтому не существует жестко регламентированной формы его представлении структуры. Однако, как правило, в нем предусматривается разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта фирмы и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определённых рыночных сегментах, определяются организационная и производственная структуры, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста фирмы. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой компании и областью ее деятельности.
Бизнес план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Особое внимание следует уделить резюме. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над документом, но помещается он обычно в его начале. Резюме - это та часть плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая, в определенном смысле, представляет собой "визитную карточку" дела.
Как часто должен составляться бизнес-план?
Он составляется, как правило, на несколько лет в перед и пересматривается по мере необходимости, но не реже чем один раз в год, если он охватывает развитие фирмы в целом. В то же время это непрерывный процесс реализации идей (через локальные планы), обеспечивающий деловую активность фирмы. Возможно, первоначальный план придется пересматривать основательно. По мере накоплении опыта облегчается не только процесс собственно планирования, но и корректировка плана.
Кроме того, составляются специальные (обычно сокращенные) варианты бизнес-плана, предлагаемые тем лицам, в контактах с которыми вы заинтересованны. Форма и содержание их ориентированны на интересы последних.
Бизнес план пример
- Суть предложения.
- Инициатор разработки.
- Краткое описание.
- Краткая характеристика производства.
- Состояние дел на сегодня.
- Конкуренты.
- Рынок сбыта.
- Финансовый план.
- Организационный план.
- Краткая биография Президента и Вице-президента.
- Оценка рисков.
- Меры по снижению риска.
- Производственные мероприятия.
- Консультационная поддержка проекта.
- Управление проектом.
(Бизнес план предоставляется по требованию инвестора на продвинутых этапах изучения проекта)
Источник: http://anunturi-md.com/publ/biznes/biznes_plan/malyj_biznes_biznes_plan_otkrytie_svoego_biznesa_rukovodstva/5-1-0-2 |